Как родителю не совершать ошибок в общении с ребенком на приеме у врача-стоматолога?

Как родителю не совершать ошибок в общении с ребенком  в начале, во время и после лечения и не «испортить все»?

Дорогие родители, поговорим сегодня не о методах лечения зубов, а о важных ошибках, которые вы, конечно же, не специально, но совершаете.  Вероятнее всего вы даже не замечали, что это происходит. Но я надеюсь, что, прочитав эту статью, вы найдете то, что можно скорректировать и повысить шансы успешного лечения или убедитесь в правильности своего общения с вашим ребенком на приеме у врача-стоматолога.

 

Мы не касаемся ваших методов воспитания и не «лезем» в  личную жизнь. Но есть важные правила и концепции, нарушая которые, вы сами того не зная, снижаете вероятность успешного лечения и адаптации ребенка.

 

Речь пойдет о самых частых ситуациях, в которых врач чувствует досаду и немного бессилия. Особенно потому, что если мы успели, как положено, вначале провести консультацию, и только потом приступили к лечению и доктор предупреждал о таких ошибках и объяснял, как их не допустить. Но родитель невольно в ситуации стресса действует по шаблону, сформированному еще в его детстве. Разберем несколько ситуаций, чтобы разорвать этот порочный круг.

 

Итак, начнем.

 

  1. При входе в кабинет часто слышим от мамы (или папы):

— «Это не больно, ну чего ты боишься»

— «Да всего-то укольчик потерпеть и все»

 

Это плохое начало, дорогие родители. Часто это сопровождается комментарием вроде «мы с ребенком разговариваем честно, она (он) все знает про укол». Да! Вы правы, мы должны быть честны! Но честность может быть мягкой. Мы не скрываем от ребенка, что лечить зубы неприятно, не говорим о том, что он испытает удовольствие. Но мы должны быть нежнее, тактичнее. Тогда человеку будет легче справиться с тем, что его ждет. Представьте ситуацию, когда взрослому человеку, имеющему разный опыт, предстоит операция. Теперь сравните комментарии врачей: «Сейчас мы вас разрежем, это совсем не больно»; или — «Это неприятный опыт, но мы приложим все усилия для вашей безопасности и комфорта». Согласитесь, оба варианта честны, но разница в восприятии очевидна.

 

 

Комментарий психолога:

Зачастую в таких фразах могут быть страхи и опасения самого взрослого. За то, что ребенок испугается, за то, что родитель не сможет, не знает, как помочь. Это нормально. И врач именно тот человек, который знает нюансы лечения и заинтересован в этом.

 

Для того, чтобы поддерживать ребёнка эффективно, важно не обесценивать переживания, как будто избегая их словами «это всего лишь укол», «это не больно», а нормализовать их: «Да, ты волнуешься». А после этого поддерживать в переживаниях: «Я рядом, чтобы помочь тебе справиться».

 

 

  1. Во время лечения, когда малыш уже пережил анестезию (или в момент ее проведения, когда ребенку неприятно), хнычет при установке коффердама или обработке полости:

— «Давай, помни о… (паровозике, поездке к бабушке, походе в «Джоки Джоя» и т.п.), ты мне обещал»

— «не дашь работать доктору, не будет тебе … (тех же подарков)»

— «ты дома мне сказал(а) что готов(а), так давай!»

 

Дорогие родители, вспомним о том, что мышление ребенка образное, он представляет себе совсем не то, что вы думаете. Поэтому, когда дома он соглашается пойти лечить зубы за игрушку, поход в кино или что-то еще, он на самом деле НЕ готов к тем усилиям, что ему предстоят. И поэтому в кабинете врача зачастую все заканчивается не так, как вы рассчитывали.

 

Самое плохое, что происходит потом,  это прививание чувства стыда. Фразы родителей вроде

— «Ты меня разочаровал(а)»

— «Ты, оказывается, лгун(ья)» и т.п. – действуют разрушительно. После такого ребенок не захочет пойти к врачу, ведь там самый родной человек заставляет его почувствовать себя отвергнутым.

 

Плоха и та ситуация, когда после неудачи в лечении родитель… покупает все-таки ту игрушку, ведет в кино или вы едете к бабушке (а как же, ведь все заранее распланировано, да и ребенка жалко).

 

Комментарий психолога:

Во время лечения может случиться то, что не ожидается. Так бывает. Фокус родителя должен оставаться на поддержке, а не на критике поведения/слов/эмоций. Опора  на положительные моменты создаёт мотивацию продолжать, критика ДЕмотивирует.

 

Родитель на приеме должен быть старательным болельщиком своему ребёнку. Подбадривать, давать силы, а не отбирать их.

 

  1. После любого вида лечения (в добровольном согласии, седации закисью азота, медикаментозном сне) мама или папа говорят:

—  «Тебе больно, да? Больно, малыш?»

— «Бедненький(-ая), натерпелся (-ась), ну ничего, я тоже не люблю лечить зубы»

— «Покажи, где болит» и т.д.

Желание пожалеть своего ребенка – нормально. Так же как и желание понять, насколько же больно или тяжело ребенку было. Вы обязательно получите эту информацию. Во-первых, от врача. После лечения мы тоже честно и открыто говорим о своих наблюдениях. Мы оцениваем, было ли больно, по пульсу, по соответствию реакции на раздражитель. И даем обратную связь. Если был острый процесс, ребенку и правда, могло быть больно. И врач скажет об этом, не утаит. Чтобы узнать это от малыша, дождитесь момента, когда действие местной анестезии закончится, ребенок придет в свое обычное состояние. И задавайте ему правильные вопросы.

А это:

— «Что ты чувствовал, когда замораживали зуб?»

— «Как ты себя чувствуешь после лечения?»

— «Что тебе было сложнее всего? А проще всего?»

 

Но что происходит, когда вы говорите такие слова сразу после лечения?

 

Комментарий психолога:

Лечение является стрессовым фактором. Потому что стресс — это состояние напряжения в ответ на внешнее воздействие. Такое состояние помогает адаптироваться и получить новый опыт.

 

И этот опыт важно зафиксировать. Сразу после лечения это сделать невозможно, так как напряжение, вызванное стрессом, сохраняется некоторое время (например, пока действует анестезия). Важно дать ребёнку эмоциональную защиту и время с этим справится. Обнять, погладить, похвалить за старания.

 

И только после того, как эмоции выровнены, родитель и ребенок восстановились, можно обсудить лечение с той целью, чтобы зафиксировать/забрать положительный опыт и скорректировать то, что не получилось через поддержку и предложение взрослым вариантов решения.

 

 

Аналогичных этим ситуаций множество. И мы создали эту статью, чтобы их стало меньше. Просим Вас понять, что лечение зубов у ребенка – дело не только врача и ребенка, но еще и ваше, уважаемые мамы и папы. Только работая в команде врач — родитель — ребенок (и иногда психолог), мы добьемся успеха!

Комментировала ситуации в статье наш психолог Арина Березкина.

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован.

Автор статьи:
Елизавета Александровна Александрова
Детский стоматолог
Подробнее
Задать вопрос врачу
Вы можете посмотреть ответы на вопросы посетелей сайта или задать свои вопросы по
задать вопрос

    ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
    Другие статьи по