Дентофобия

Рассмотрим важную проблему – страх перед стоматологическим лечением. А точнее, не просто страх, а неконтролируемый страх, сопровождающийся выраженной соматической реакцией (озноб, жар, потливость, головокружение, шум в ушах, учащенное сердцебиение  и т.п.). Почему это важно? Два фактора:

  1. Высокая распространенность стоматологических заболеваний в России
  2. Наличие способов преодоления страха перед стоматологическими вмешательствами в 21 веке (адекватное консультирование, современные стандарты работы в детской стоматологии, возможности премедикации, седации с помощью закиси азота и лечения в условиях медикаментозного сна у взрослых и детей)

 

Дентофобия по классификации относится к простым фобиям (еще есть агорафобия, боязнь открытых пространств, и социофобии различного характера). Для простой фобии характерно развитие в детском возрасте.

Как развивается дентофобия?

 

  1. Влияет темперамент ребенка (взрослого), его базовый уровень тревожности.
  2. Чаще всего играют роль психологические факторы, а именно
  • Пережитый негативный опыт лечения, в т.ч. испытанная боль, фиксирование (удержание) в кресле во время лечения
  • Чужой негативный опыт лечения (рассказы в красках об «уколах, вырывании зубов, адской боли, сверлении» и т.д.)
  • Медиа-фактор – негативная информация из СМИ, интернета
  • Негативный опыт в других областях медицины
  • Пережитые стрессы и неврозы

 

Также дентофобия может быть врожденной (редко), сочетается с боязнью любого вмешательства в организм (прокол ушей, осмотр ЛОРа, вид крови и т.д.).

 

Еще один вид дентофобии – воображаемая. Она возникает при получении изрядной доли негативной информации о стоматологическом приеме еще до того, как человек первый раз попал на прием. Такой вид отлично поддается терапии – достаточно получить позитивный опыт посещения стоматологического кабинета.

 

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что фобию можно НАВЯЗАТЬ. Особенно ребенку. Зачастую это происходит абсолютно неосознанно. И вот тут родители детей, еще не посещавших стоматолога, должны начать вчитываться в текст!

 

Как это происходит? Дети, постоянно присутствуя рядом с нами, впитывают информацию, даже если разговор происходит не непосредственно с ними. Часто взрослые обсуждают свой негативный опыт стоматологического лечения в присутствии маленьких детей, полагая, что малыш занят игрой и ничего не понимает. Однако, даже малыш, не умеющий говорить, отлично уловит интонации и настроения.

 

Далее. Мы можем описывать НЕ негативный опыт лечения, но сопровождать рассказ подробностями, которые детский мозг преобразит  — фразы типа «укол поставили, было даже не больно, потом надели железяку и стали сверлить» — все это может быть сказано в позитивном ключе, но ребенком воспринято по-другому. Их мышление образное. Говоря «укол», который для нас может быть вовсе безболезненным, мы вызовем в воображении малыша картинку огромного шприца, говоря «сверлить» — картинку строящегося дома. Когда мимо стройки проходишь, даже земля трясется. Сказав «железяку» — тут вообще море вариантов, какой образ мы вызовем в голове человечка, который никогда не видел кламп от коффердама.

Итого, сказали мы хорошую вроде фразу, не больно нам было. А в голове человека с образным мышлением это… ИГЛА + ГРОХОТ + КАКАЯ-ТО ЖЕЛЕЗЯКА!

 

Обратите внимание. В примере взрослый говорит «не больно». Кажется, все правильно. НО! Дети часто не слышат частицу «НЕ»! И повторяя раз за разом «это не больно» мы лишь усиливаем сигнал «боль, боль, боль». То же самое касается «это не страшно». Ребенок услышит «страшно, страшно, страшно»Это о детях 0 – 4 года. Дети старшего возраста, психически зрелые дети способны услышать «не больно» в изначальном варианте. Но след от корня «боль» в голове останется, и закономерно будет возникать вопрос «А почему мне сказали, что там не больно? А может быть больно? Должен ли я бояться?».

 

Вся эта прелюдия была к тому, что вовремя информированные родители могут ПРЕДОТВРАТИТЬ возникновение дентофобии у своего ребенка, всего лишь грамотно выстраивая речь и избегая красочных обсуждений походов к стоматологу в кругу друзей в присутствии маленьких детей.

 

А как тогда разговаривать о походе к врачу?

 

Так же, как разговаривают детские стоматологи, общаясь с детьми, адаптируя их, готовя к предстоящему лечению. Вот приемы и правила:

 

  1. Никогда не обманывать ребенка. Если по дороге к врачу сказано было «там только посмотрят», врач проведет только осмотр. Если требуется лечение, нужно рассказать об этом и объяснить его необходимость.
  2. При описании любых стоматологических манипуляций, пользоваться простым приемом – АНАЛОГИЕЙ. Только называть вещи чуть менее угрожающими, чем они кажутся, если сказать, как есть.

 

Примеры (если хотите, словарь):

  • «укол» — заморозка
  • «больно» — неприятно
  • «железяка» — бабочка на зуб, ловушка для микроба
  • «коффердам» — резиновый батутик, одеялко для зуба, крылья для бабочки
  • «слюноотсос» — слоник, который любит пить водичку
  • «закись азота» — маска для полетов с волшебным воздухом
  • «наконечник» — электрическая щеточка
  • «бор» — микрощеточка чтобы вычищать даже маленьких микробов
  • «давит (кламп от коффердама)» — обнимает зубик
  • «сверлить» — чистить
  • «стоматологический зонд» — палочка для счета зубов
  • «пломба» — краска для зуба, специальный пластилин
  • «герметик» — рисуем снежинку

 

Все эти слова описывают то же самое, однако вызывают в воображении образы другого характера, согласны?

 

  1. ИГРАТЬ! Вся жизнь игра, у нас взрослые игры, а с ребенком можно играть во что угодно. Посмотрите Play-market, пару игр про стоматологов точно найдете, если нет возможности включать свое актерское мастерство.

Отдельно родителям, имеющим установку «Я НЕ ОБМАНЫВАЮ РЕБЕНКА, если будет укол, говорю укол». Позиция, заслуживающая уважения. Только, пожалуйста, не забывайте, что если будет укол в поликлинике, то после него вы тут же уходите домой. А в нашем кабинете укол – начало лечения, которое длится ОТ 30 минут. Молю, не ройте могилу ни нам, ни себе. Скажите «заморозка», на приеме мы опишем подробнее. Это не будет враньем! Еще один способ – скажите, что вы не знаете, что будет делать врач. Скиньте ответственность на нас. И вы не соврали, и ребенок не идет со словом «укол» в голове лечить зубы.

 

Затянулось вступление о том, как дентофобию предотвратить. Это было, правда, важно.

Поговорим теперь о том, что делать, если она уже сформировалась.

Существуют методы борьбы со страхом, такие как:

 

  1. Единожды получить позитивный опыт лечения (решается внимательным выбором клиники и врача)
  2. Применение седации закисью азота
  3. Применение лечения в условиях медикаментозного сна с последующей повторной адаптацией к стоматологическим манипуляциям
  4. Психотерапевтические методики (КПТ, экспозиционная терапия, гипноз и т.д.)
  5. Медикаментозное лечение психотропными препаратами

Первые 3 метода осуществимы в условиях стоматологического приема в наше время. 4ый и 5ый пункт остаются в ведении психиатров и психотерапевтов.

Пункт первый. Выбирайте клинику, исходя из ваших (вашего ребенка) потребностей. Узнавайте как можно больше информации о том месте, куда вы придете и о враче, к которому придете. Тогда, скорее всего, вы и получите как раз тот самый позитивный опыт. К вам будут чутки и внимательны.

 

Пункт второй. Седация закисью азота применима как для детей, так и для взрослых. Человек остается в сознании, но меньше концентрируется на неприятных манипуляциях. Эта методика подходит не всем. Подробнее – в статье по соответствующей теме.

 

Пункт третий. Лечение в условиях медикаментозного сна также применимо как у детей раннего возраста (приблизительно с года, но не по возрасту, а по количеству зубов), так и у взрослых. Для такого метода есть свои показания и противопоказания и это также тема отдельной статьи.

 

Дополнение. Чтобы получить первый позитивный опыт лечения, некоторым требуется к нему плавно подойти. Это называется адаптацией. Подавляющее большинство детских стоматологов проводят «адаптационные приемы», где с ребенком как раз разговаривают, описывают все процедуры вышеуказанным способом, играют.

 

В Белой Медведице есть продвинутая форма адаптационного приема – Школа Гигиены. Это интерактив, в котором дети в группе до 6ти человек (3-6 лет и 6-9 лет) перевоплощаются в стоматологов. Берут в руки те самые страшные инструменты, включают их, пробуют применять на игрушках с пластмассовыми зубами. Эффект от школы гигиены даже лучше чем от индивидуальной адаптации, ведь дети видят, что к стоматологу ходят не они одни, есть их сверстники – вот они, стоят рядом! Не всегда ШГ дает вау-эффект. Но всегда помогает ребенку осознать, что он в безопасности и, так или иначе прийти к лечению добровольно. А бывает, случаются и чудеса! И малыш, который боялся открывать рот для осмотра, спокойно дает полечить кариес!

 

Резюме. Желаем не допускать появления дентофобии, а если она есть, знайте, проблему можно решить!

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Автор статьи:
Елизавета Александровна Александрова
Детский стоматолог
Подробнее
Задать вопрос врачу
Вы можете посмотреть ответы на вопросы посетелей сайта или задать свои вопросы по
задать вопрос

    ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
    Другие статьи по