На первой консультации у ортодонта , когда мы только знакомимся с пациентом любого возраста, мы всегда рассказываем о том, что ортодонтическое лечение делится на 2 периода : первый этап начинается в сменном прикусе, в 5-6 лет, когда начинают меняться зубы и происходит скачок роста (активное и эффективное лечение обычно длится два года), второй в постоянном прикусе, начиная с 11 лет. Это общие правила для всех, но , безусловно, бывают исключения .
Обычно, мы рекомендуем начинать знакомство с детским стоматологом в 2-2,5 года, и уже на первой консультации детский врач помимо осмотра самих зубов может обратить внимание на особенности дыхания, развитие челюстей и положение языка и зубов. Бывает, что патология прикуса очевидна уже в таком возраста, но сделать ничего нельзя в силу эмоционального состояния ребёнка и отсутствии мотивации, до пяти-шести лет мы просим родителей соблюдать гигиену, контролировать носовое дыхание и развивать активное жевание. Благодаря этим простым правилам у детей происходит правильный рост челюстей и своевременная смена зубов. В 5-6 лет на консультации у врача-ортодонта мы уже можем сделать панорамный снимок (ортопантомограмма), чтобы рассмотреть количество постоянных зачатков зубов, резорбцию корней молочных и динамику, в какой последовательности будут меняться зубы.
Задача ортодонта в сменном прикусе состоит в том, чтобы простимулировать равномерное, симметричное и гармоничное развитие не только челюстей, но и мягких тканей, сохранить место для будущего постоянного зуба при раннем удалении молочных зубов, научить ребёнка правильно располагать язык в полости рта, равномерно разжёвывать пищу и правильно произносить звуки. До формирования постоянного прикуса главная задача — улучшить гармонию лица и минимизировать патологию прикуса. Это не значит, что мы сможем гарантировать прорезывание идеально ровных зубов, нет, порой, изначально они заложены не ровно, но добиться, чтобы челюсти смыкались равномерно и в определённом правильном соотношении и задать правильный вектор для прорезывания постоянных зубов вполне возможно при хорошей кооперации и мотивации как врача так и нашего маленького пациента.
В сменном прикусе , обычно мы используем съемные аппараты механического (расширение, дистализация, перемещение зубных сегментов ) и функционального (изменение формы и положения челюстей ) и ретенционного действия ( сохранение места при раннем удалении временных зубов ) : они бывают одночелюстные и двучелюстные (пластинки Шварца, аппараты Френкля, Твин -блок), несъёмные пластинки с винтом для расширения челюсти (аппарат Марко Росса, Хааса, Дерихсвайлера), силиконовые каппы ночного ношения (миобрейсы и Lm-активаторы) , профилактические протезы с отсутствующими зубами, частичные брекет-системы ( 2 на 4) для выравнивания отдельных зубов и детские элайнеры (флексилайнеры) . Все эти варианты дают возможность в фазу активного роста всего скелета в целом улучшить положение челюстей, смыкание боковой группы зубов, изменить наклон и угол зубов и отрегулировать положение языка и других мягких тканей в покое. В дальнейшем , когда все зубы прорежутся и сформируется постоянный прикус, лечение на брекет-системе или на элайнерах пройдёт легче и быстрее. Не будет необходимости в удалении интактных зубов, установки минивинтов для дополнительной опоры или другой ортодонтической аппаратуры помимо самой брекет-системы!
Мы всегда рады напомнить , что профилактика патологий прикуса начинается с первого молочного зуба, простых правил гигиены и активного жевания вашего ребёнка !