Вредные привычки, приводящие к формированию патологии прикуса у детей
Если у ребенка пульпит и болит зуб, родители сталкиваются с необходимостью предпринять какие-то меры, записаться к стоматологу и вылечить его. Также современные родители уже мотивированы и на лечение кариеса, который никак не беспокоит. Но патология прикуса все еще остается во многом за рамками мотивации к коррекции.
Мне бы очень хотелось донести важность выявления и коррекции вредных привычек у детей раннего возраста.
Скажите, вы встречали взрослых людей, которые:
- ходят сгорбившись,
- все время с открытым ртом,
- храпят по ночам так, что невозможно спать рядом,
- не способны концентрироваться на задаче, постоянно отвлекаются и быстро устают,
- мучаются головными болями,
- имеют бросающиеся в глаза отклонения в положении зубов (кривые, «друг на друга», сильно выдаются вперед так, что нижняя губа подвернута под них)?
Это лишь примеры последствий неоткорректированных в младшем возрасте вредных привычек.
Вы подумали: «мой/моя знакомый/ая подходит под описание, но он/она никогда не грызла ногти»?
Правильно. Есть очевидные вредные привычки: сосание пальца (шарфа, одеяла, кусочка любимого пледа или полотенца), удержание во рту инородных предметов вроде карандашей и ручек, откусывание ногтей или кожи пальцев.
В таком случае формируется открытый прикус — состояние, когда жевательные зубы смыкаются при закрывании рта, а передние – нет. Часто в образовавшуюся щель дополнительно прокладывается язык.
И есть то, что происходит с ребенком ежедневно, но не является очевидным и часто не замечается.
Вы знали, что:
- ротовое дыхание (которое часто является следствием гиперплазии аденоидных миндалин или аденоидов),
- положение языка в нижнем этаже ротовой полости,
- толкание языком передних зубов,
- инфантильный тип глотания (связан с дисфункцией языка),
- кусание щек, закусывание нижней (чаще) или верхней (реже) губы,
- вялое жевание (не жует куски, твердую пищу, предпочитает жидкую или пюрированную),
- неправильная осанка и поза тела,
– все это тоже вредные привычки?
Обратите внимание, это важные состояния, которые не являются нормой.
С очевидными вредными привычками вроде сосания пальца или другого предмета, откусыванием ногтей сложно справиться, но поможет комплексная работа с врачом-ортодонтом и детским неврологом. Чаще всего необходимо снизить стрессовую нагрузку на ребенка, обеспечить психологический комфорт и чувство безопасности, а также изготовить или приобрести стандартную вестибулярную пластинку (при помощи врача-ортодонта).
С ее помощью корректируется положение языка, повышается тонус мышц, устраняется вредная привычка сосания инородного предмета.
С неочевидными вредными привычками дело обстоит сложнее. Родителю трудно взглянуть на ребенка со стороны и увидеть то самое ротовое дыхание, неправильную осанку или осознать, что ребенок на самом деле плохо жует.
Как связаны эти привычки и почему они приводят к нарушению внимания, головным болям, неправильной форме грудной клетки, храпу и т.д. – отдельная огромная тема. Возможно, стоит разобрать каждую привычку и ее влияние на организм в отдельных статьях. Но сейчас рассмотрим, что же делать.
Первый шаг к решению таких проблем – это их выявить. И, как ни странно, врач — детский стоматолог может в этом помочь. Квалифицированные специалисты смотрят не только на зубы на предмет наличия кариеса. Оценка ребенка как пациента начинается с момента его прихода в клинику.
Да-да! Опытный доктор-стоматолог, выходя пригласить пациента в кабинет (еще один нюанс: лучше, если встречает именно врач, а не ассистент, он может получить массу информации о том, кто к нему пришел за эту минуту), видит:
- Психоэмоциональное состояние (боится или нет, сильно привязан к родителю или открыт и т.д.).
- Походку, постановку стоп.
- Осанку, форму грудной клетки.
- Тип дыхания (с открытым ртом или с закрытым, во рту палец/соска или нет).
- Симметричность/асимметрию лица.
Все это — первые важные данные, которые видны, когда ребенок ведет себя как обычно, естественно. В кабинете врача, когда ребенок уже зашел туда, поведение, осанка, вид лица – все может измениться, так как кабинет – непривычное место.
Присоединяя к полученным данным информацию из анамнеза (опроса родителей), врач составляет полноценную картину состояния не только полости рта, но и взаимосвязи ее строения с целостным организмом.
И тогда, если врач-стоматолог заговорил о дыхании, осанке, вредной привычке – не стоит удивляться. В конечном итоге стоматолог – врач, а значит заботится об общем здоровье ребенка, а не только конкретно о зубах.
Коррекция неявных вредных привычек сложнее и требует упорного родительского труда, привлечения таких специалистов, как ЛОР-врач, остеопат, врач-ортопед, невролог, врач ЛФК и так далее. Но совместные усилия точно стоят того, ведь гораздо легче направить ребенка на физиологичное развитие, чем предоставить ему потом самостоятельно бороться с последствиями.
И снова я заканчиваю свою статью пожеланием для всех родителей – вырастим вместе поколение здоровых людей!