Вредные привычки, приводящие к формированию патологии прикуса у детей

Если у ребенка пульпит и болит зуб, родители сталкиваются с необходимостью предпринять какие-то меры, записаться к стоматологу и вылечить его. Также современные родители уже мотивированы и на лечение кариеса, который никак не беспокоит. Но патология прикуса все еще остается во многом за рамками мотивации к коррекции.

Мне бы очень хотелось донести важность выявления и коррекции вредных привычек у детей раннего возраста.

Скажите, вы встречали взрослых людей, которые:

  • ходят сгорбившись,
  • все время с открытым ртом,
  • храпят по ночам так, что невозможно спать рядом,
  • не способны концентрироваться на задаче, постоянно отвлекаются и быстро устают,
  • мучаются головными болями,
  • имеют бросающиеся в глаза отклонения в положении зубов (кривые, «друг на друга», сильно выдаются вперед так, что нижняя губа подвернута под них)?

Это лишь примеры последствий неоткорректированных в младшем возрасте вредных привычек.

Вы подумали: «мой/моя знакомый/ая подходит под описание, но он/она никогда не грызла ногти»?

Правильно. Есть очевидные вредные привычки: сосание пальца (шарфа, одеяла, кусочка любимого пледа или полотенца), удержание во рту инородных предметов вроде карандашей и ручек, откусывание ногтей или кожи пальцев.

В таком случае формируется открытый прикус — состояние, когда жевательные зубы смыкаются при закрывании рта, а передние – нет. Часто в образовавшуюся щель дополнительно прокладывается язык.

И есть то, что происходит с ребенком ежедневно, но не является очевидным и часто не замечается.

Вы знали, что:

  • ротовое дыхание (которое часто является следствием гиперплазии аденоидных миндалин или аденоидов),
  • положение языка в нижнем этаже ротовой полости,
  • толкание языком передних зубов,
  • инфантильный тип глотания (связан с дисфункцией языка),
  • кусание щек, закусывание нижней (чаще) или верхней (реже) губы,
  • вялое жевание (не жует куски, твердую пищу, предпочитает жидкую или пюрированную),
  • неправильная осанка и поза тела,

– все это тоже вредные привычки?

Обратите внимание, это важные состояния, которые не являются нормой.

С очевидными вредными привычками вроде сосания пальца или другого предмета, откусыванием ногтей сложно справиться, но поможет комплексная работа с врачом-ортодонтом и детским неврологом. Чаще всего необходимо снизить стрессовую нагрузку на ребенка, обеспечить психологический комфорт и чувство безопасности, а также изготовить или приобрести стандартную вестибулярную пластинку (при помощи врача-ортодонта).

С ее помощью корректируется положение языка, повышается тонус мышц, устраняется вредная привычка сосания инородного предмета.

С неочевидными вредными привычками дело обстоит сложнее. Родителю трудно взглянуть на ребенка со стороны и увидеть то самое ротовое дыхание, неправильную осанку или осознать, что ребенок на самом деле плохо жует.

Как связаны эти привычки и почему они приводят к нарушению внимания, головным болям, неправильной форме грудной клетки, храпу и т.д. – отдельная огромная тема. Возможно, стоит разобрать каждую привычку и ее влияние на организм в отдельных статьях. Но сейчас рассмотрим, что же делать.

Первый шаг к решению таких проблем – это их выявить. И, как ни странно, врач — детский стоматолог может в этом помочь. Квалифицированные специалисты смотрят не только на зубы на предмет наличия кариеса. Оценка ребенка как пациента начинается с момента его прихода в клинику.

Да-да! Опытный доктор-стоматолог, выходя пригласить пациента в кабинет (еще один нюанс: лучше, если встречает именно врач, а не ассистент, он может получить массу информации о том, кто к нему пришел за эту минуту), видит:

  1. Психоэмоциональное состояние (боится или нет, сильно привязан к родителю или открыт и т.д.).
  2. Походку, постановку стоп.
  3. Осанку, форму грудной клетки.
  4. Тип дыхания (с открытым ртом или с закрытым, во рту палец/соска или нет).
  5. Симметричность/асимметрию лица.

Все это — первые важные данные, которые видны, когда ребенок ведет себя как обычно, естественно. В кабинете врача, когда ребенок уже зашел туда, поведение, осанка, вид лица – все может измениться, так как кабинет – непривычное место.

Присоединяя к полученным данным информацию из анамнеза (опроса родителей), врач составляет полноценную картину состояния не только полости рта, но и взаимосвязи ее строения с целостным организмом.

И тогда, если врач-стоматолог заговорил о дыхании, осанке, вредной привычке – не стоит удивляться. В конечном итоге стоматолог – врач, а значит заботится об общем здоровье ребенка, а не только конкретно о зубах.

Коррекция неявных вредных привычек сложнее и требует упорного родительского труда, привлечения таких специалистов, как ЛОР-врач, остеопат, врач-ортопед, невролог, врач ЛФК и так далее. Но совместные усилия точно стоят того, ведь гораздо легче направить ребенка на физиологичное развитие, чем предоставить ему потом самостоятельно бороться с последствиями.

И снова я заканчиваю свою статью пожеланием для всех родителей – вырастим вместе поколение здоровых людей!

Комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Автор статьи:
Елизавета Александровна Александрова
Детский стоматолог
Подробнее
Задать вопрос врачу
Вы можете посмотреть ответы на вопросы посетелей сайта или задать свои вопросы по
задать вопрос

    ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
    Другие статьи по